victorieuse1: (Default)
[personal profile] victorieuse1
Ужасно боюсь смотреть фотографии 19 века временами, особенно когда приходится просматривать их много в поиске чего-то конкретного или когда готовишься к лекции. Все время, что бы ни искала, есть риск наткнуться на снимки мертвых детей (это у них был такой популярный жанр). Даже у Зандера (его "Мать в горе и радости" или Letzte Menschen- но там не дети). И они гораздо более disturbing, чем все современные "шокирующие снимки" вместе взятые. Потому что война для современного зрителя давно уже превратилась в зрелище, которое к тому же где-то там, далеко, у папуасов происходит (ну, или давно было- в 1940х, да). А вот личное горе до сих пор кажется не зрелищем, а чем-то интимным и почти невыносимым даже для постороннего зрителя. Очень пугает. Тем более, что в современном мире горевать долго человеку как бы нельзя. Да и вообще - эмоции во многом под запретом.

Мой друг [livejournal.com profile] roger_kuin как-то написал статью про mourning, про траур - и как бесчеловечно, что современному человеку не дают времени и как бы "пространства" как следует пережить подобные и иные важные эмоции, т.к. ушли все ритуалы их переживания. Ритуалы, казавшиеся тем старомодным, что можно сбросить с корабля современности- но как оказалось, они, ритууалы, на самом деле помогали человеку переживать сложные, трудные и тяжелые эмоции, а не глушить их, так и не переживая. И даже упоминать страшно бывает- вдруг, мол, притянется- современный человек же к тому же еще и суеверен (а суеверия или, скажем, все эти фильмы ужасов, как сказала мне одна психолог - это может быть подавленное чувство вины, на самом деле, которое так вот вылезает; а стеб по поводу "важных тем" - это еще и не просто отрицание , но и обесценивание собственных сильных чувств).

Впрочем, кажется, я тоже уже как-то про это даже статью написала.

Date: 2010-02-03 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] orbilius-junior.livejournal.com
Вот эти фотографии XIX в. с мёртвыми меня заставили задуматься, сколь мы отделены от тогдашнего опыта. Мы ужасаемся им, видя в них знак чистого присутствия смерти, ужас того, что люди, мол, попытались суеверно сохранить тело умирающего, действовали как материалисты. А на самом деле это явно было последнее приношение покойнику, и как раз одна из последних попыток людей этого времени дематериализовать обступившую их со всех сторон материалиальность. Это как сейчас - цветы на могилу. То ли наш опыт включает уже фотографии на документ, и мы вспоминаем тоталитарное уничтожение "документированных", то ли просто привыкли уже расставлять своими фотографиями везде знаки чужого присутствия и своего отсутствия - как бы мы всегда можем всё переиграть, сделав новые фотографии или иначе посмотрев на старые.

Date: 2010-02-03 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
Нет-нет, вы меня не поняли. Это МЫ суеверны и боимся этой темы. А у них было иначе. Не вполне так, как Вы описываете, правда, мне кажется. ) Я бы не стала поэтизировать эту эпоху (до войны 2 мировой, на самом деле). Тема зрелища возникла тогда. И последнее приношение сочеталось с некотрой натуралистичностью, которая была и в других областях- и она как раз про некоторые культурные процессы. Частично вполне себе негативные.

Date: 2010-02-03 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] orbilius-junior.livejournal.com
Я согласен и про натуралистичность, и про другое, и что "прошлое-чужая страна", всё это да. А что "мы суеверны", а не "мы приписываем суеверность" - это должно быть так, только просто наша суеверность включает в себя те манипуляции с изображениями, которые раньше не были доступны.
Простите за невнимательность.

Date: 2010-02-03 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
На самом деле, мне кажется, та культура была более зрелищной, но и более телесной. Точнее, она была иначе зрелищной. Там еще были память о и даже остатки таких вещей, как публичные казни ит.п. Т.е. больше "дикарского" в культуре. Конечно, в этом смысле эволюция- это благо. Но и положительная связь со зрелищем была сильнее- это "про меня" и про "людей, как и я", а не про "где-то еще". Сейчас стало иначе. Зрелище, в общем, довольно бессмысленно, а чувства, вообще сенсорное восприятие не развито в нюансах, отуплено. Об этом теоретики много писали, философы, эссеисты- Беньямин, Зонтаг, более поздние тоже. Но попыток провести сопоставление с ушедшей культурой, мне кажется, было маловато- в основном была концентрация на том, "что не так у нас". А надо бы еще "что стало так у нас, что было совсем плохо у них" или "что мы можем оттуда взять, что полезное мы утеряли".

Date: 2010-02-03 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
А вообще, конечно, я очень согласна, что мы уже сильно отделены от того опыта. Знаете, я несколько лет назад смотрела выставку Асмуса Реммера- это немецкий солдат, сделваший в 40е цветные снимки России. Он не был убежденный фашист- он был фотографом, которого насильно забрили в армию и послали воевать в чужую страну. Там очень по-доброму явно люди к нему относятся, позируют. Но это еще качество- что снимки цветные- странное дало ощущение "физического присутствия" там. И вот было чувство, что "та", дореволюционная Россия еще была жива. Война ее и уничтожила. И видимо, в других странах война также резко сломала связь с прошлым. Оно стало историей... Хотя на тему "другого опыта"- у меня троюродной тете 87 лет. И то, что она рассказывает о повседневной жизни лет 50-55 назад, в моем возрасте - мне уже непонятно, по ощущениям, совсем. Иная жизнь, иной ее ритм, сама фактура ее иная... От бабушек почему-то такого чувства не было- м.б., потому что они были ближе, рядом.

Date: 2010-02-03 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] intensio.livejournal.com
Я недавно, разбирая семейные завалы, нашёл старинный портфель с фотографиями - от конца ХIX века до примерно 30-х годов ХХ. Не нашей семьи, я предполагаю, это из архива одних знакомых, завершивших свой род десятилетия три назад.
Среди снимков - пугающего качества фотография: очень снежная зима, местность типа подмосковных старых дач, на каком-то заснеженном столе стоит гроб с пожилым мужчиной.
Я никогда не видел такого выпуклого изображения смерти. Даже и в жизни оно не так пробирает.
Вот в чём секрет такой выразительности?
Edited Date: 2010-02-03 08:07 pm (UTC)

Date: 2010-02-03 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
Думаю, они просто "телеснее" мир ощущали. Самые разные вещи в нем. Включая и эту.

Date: 2010-02-03 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-jo.livejournal.com
Die Letzte Menschen - невероятная серия
(а посмертная маска сына просто выбивает на несколько дней...)

/Я кстати хочу N. пoдарить на что-нибудь типа дня рождения этот семитомный альбом Зандера.../

Date: 2010-02-03 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
Да, letzte - ты права, щас поправлю )

Подари! Потом расскажешь ощущения. ) У меня есть только индекс к нему сейчас. (индекс, кстати. не забудь)

Date: 2010-02-03 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] victorieuse.livejournal.com
Но Зандер не настолько выбивает, как эти творения неизвестных фотографов все-таки. У Зандера есть баланс, чутье, тонкие нюансы ощущений. А тут так все в лоб, так телесно, зримо.

Profile

victorieuse1: (Default)
victorieuse1

August 2018

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 01:21 am
Powered by Dreamwidth Studios